14.06.19
ИТП «ГРАД» ПРЕДСТАВИЛ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В НОВОСИБИРСКЕ
С 30 по 31 мая состоялась конференция «Развитие городских агломераций России». Участие в ежегодном событии, посвященном стратегическому планированию, приняли представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, специалисты в области пространственного развития из 17 российских регионов. Эксперты обсудили современные подходы к исследованию агломераций, вопросы законодательного обеспечения деятельности городских агломераций, межмуниципального сотрудничества, рассмотрели примеры успешных практик в области управления агломерациями.

Как отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников на пленарном заседании «Стратегическое планирование развития агломераций как основа сбалансированного развития регионов России», за прошедший год на федеральном уровне произошли изменения, регламентирующие статус агломерационного развития территорий. И сегодня в Стратегии пространственного развития Российской Федерации заложена определяющая роль агломераций как основного элемента социально-экономического развития страны.
«Любая агломерация – это не только экономическая категория, не только точка роста огромной территории, но и место проживания миллионов людей. И мы должны создать условия для комфортного проживания и сейчас, и в будущем»

Андрей Травников
Губернатор Новосибирской области
С докладами на конференции выступили председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко, директор Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования РФ Вадим Медведев, генеральный директор Агентства по социально-экономическому развитию агломераций Юрий Кузнецов, обозначив среди главных результатов конференции: возможность обменяться опытом и получить компетентную экспертную оценку агломерационных проектов и предлагаемых решений пространственного развития.
В рамках деловой программы конференции опыт разработки концепции пространственного преобразования Нижневартовской агломерации представила главный архитектор Института территориального планирования «Град», член правления ООСАР Омской области, профессор МААМ Ирина Стуканёва.

Развитие агломераций является одним из стратегических приоритетов государственной и муниципальной пространственной политики социально-экономического развития Российской Федерации. В Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года, утвержденных 29 сентября 2018 года, названа необходимость создания условий для дальнейшего совершенствования территориальной организации местного самоуправления, в том числе возможности организации городских агломераций, а также укрупнения муниципалитетов.

По заказу администрации города Нижневартовска Институт «Град» выступил разработчиком проекта концепции пространственного развития Нижневартовской агломерации, одного из важнейших индустриальных центров России, а также города Нижневартовска, крупного промышленного, образовательного и культурного центра автономного округа с численностью населения 275 тысяч человек.
Ирина Стуканёва презентовала планы пространственных преобразований территории, отметив главные задачи концепции, которые были решены в ходе научно-исследовательской работы:
  • 1
    Выявить общие проблемы для всех населенных пунктов агломерации;
  • 2
    Определить приоритеты развития агломерации по конкретным направлениям (жилищное строительство, образование, комфортная среда, культура, спорт, рекреация, развитие малого и среднего бизнеса), целевые показатели развития и сроки их достижения;
  • 3
    Выбрать оптимальный организационно-правовой механизм управления агломерацией для согласования действий органов государственной власти и местного самоуправления;
  • 4
    Подготовить перечень мероприятий по комплексному социально-экономическому и пространственному развитию агломерации в разрезе населенных пунктов и выявленных межселенных территорий;
  • 5
    Составить рекомендации для органов государственной власти ХМАО – Югры по внесению изменений в РНГП в части перечня объектов регионального (агломерационного) значения и в региональную СТП.
Рассказывая об особенностях проекта, докладчик уточнила, что теоретико-методологическое подходы разработки концепции пространственного развития Нижневартовской агломерации основываются на анализе сложившихся традиций взаимодействия людей и территорий. Для определения оптимальных границ агломерации применялся метод вариантного проектирования, основывающийся на аналитике сложившихся межмуниципальных связей и пределов транспортной доступности. В итоге были получены два проектных варианта.

Выбор предпочтительного варианта установления границ Нижневартовской агломерации осуществлялся в рамках системного подхода, поскольку агломерация является сложным развивающимся самоорганизующимся системным объектом. Системный подход позволил учесть многообразие связей и отношений внутри исследуемого объекта и в его взаимоотношениях с внешним окружением. В проекте использовались принцип территориальной связности системы: двухчасовая транспортная доступность от всех населенных пунктов до ядра агломерации (федеральные границы не являются ограничением); принцип целостности системы (фактически сложившиеся трудовые, деловые, образовательные, социально-потребительские и рекреационные передвижения жителей, порождающие агломерационные эффекты) и принцип структурности системы (сохранение целостности муниципальных образований, учет всех населенных пунктов, входящих в состав поселений).
Схема модели пространственной организации территории Нижневартовской агломерации
Рассказывая об особенностях проекта, докладчик уточнила, что теоретико-методологическое подходы разработки концепции пространственного развития Нижневартовской агломерации основываются на анализе сложившихся традиций взаимодействия людей и территорий. Для определения оптимальных границ агломерации применялся метод вариантного проектирования, основывающийся на аналитике сложившихся межмуниципальных связей и пределов транспортной доступности. В итоге были получены два проектных варианта.

Выбор предпочтительного варианта установления границ Нижневартовской агломерации осуществлялся в рамках системного подхода, поскольку агломерация является сложным развивающимся самоорганизующимся системным объектом. Системный подход позволил учесть многообразие связей и отношений внутри исследуемого объекта и в его взаимоотношениях с внешним окружением. В проекте использовались принцип территориальной связности системы: двухчасовая транспортная доступность от всех населенных пунктов до ядра агломерации (федеральные границы не являются ограничением); принцип целостности системы (фактически сложившиеся трудовые, деловые, образовательные, социально-потребительские и рекреационные передвижения жителей, порождающие агломерационные эффекты) и принцип структурности системы (сохранение целостности муниципальных образований, учет всех населенных пунктов, входящих в состав поселений).
Поскольку агломерация – это форма управления, дающая возможность сформировать единую политику по основным направлениям развития территории, при которой поселения не теряют своего «лица», не утрачивают экономическую, культурную, национальную идентичность, то проектировщики представили варианты организационно-правового механизма управления агломерацией в целях обеспечения согласованности действий органов государственной власти и местного самоуправления по развитию агломерации в рамках действующего законодательства.

В итоге структуру управления агломерацией было решено создать в форме автономной некоммерческой организации «Дирекция Нижневартовской агломерации». Учредителями такой автономной некоммерческой организации выступают муниципальные образования, входящие в состав агломерации, и субъекты Российской Федерации – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Томская область.
Межмуниципальное взаимодействие в составе агломерации обеспечит возможность рационального использования территориальных ресурсов и послужит обоснованием для внесения изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования, норм градостроительного проектирования, разработки единого генерального плана агломерации.

Кроме того, в рамках доклада были озвучены определенные в концепции долгосрочные приоритеты демографической политики Нижневартовской агломерации и стратегические цели экономической политики, среди которых: обеспечение устойчивого роста экономики субъектов агломерации с помощью формирования новых точек роста экономики, равномерного развития территорий и комплексного, более эффективного развития инфраструктуры. В перспективе должен быть создан устойчивый экономический каркас территории Нижневартовской агломерации, сформированный за счет промышленных, сельскохозяйственных, логистических, трудовых и инфраструктурных связей.
В проекте предложены направления пространственного развития для каждого населенного пункта, включенного в состав агломерации. Однако несмотря на разные задачи, которые стоят перед территориями, общими остаются цели: повысить качество жизни и качество среды жителей; создать условия для реализации человеческого потенциала. Именно поэтому драйверами социального развития определены образование, спорт и культура.

Социальная инфраструктура Нижневартовской агломерации должна развиваться как сложная социальная система, направленная на интегрированное ресурсное пользование. Ожидается, что развитие социальных функций территорий повысит их привлекательность, обеспечит возникновение синергетического эффекта в социальной сфере, сфере малого и среднего бизнеса, на рынке труда.
Схема социального каркаса территории Нижневартовской агломерации
Доступность социальных объектов для участников агломерации планируется повысить за счет организации трансфера в комфортабельных автобусах и установления индивидуальных тарифов и системы льгот по данным маршрутам.

Проект не только расставляет и закрепляет приоритеты пространственного развития с учетом меняющихся вызовов; определяет точки роста, сценарии устойчивых, эффективных преобразований; предлагает возможности и механизмы решения сложных задач, но и позволяет консолидировать интересы. Это не просто инструмент планирования, а еще и инструмент коммуникации. Непрерывный диалог; опора на общие цели и ценности, общее, согласованное с жителями, бизнесом и властью; подготовленное в рамках проектных сессий, семинаров, интерактивных площадок, конкурса эссе, совместное видение, куда двигаться территории, какой она должна стать – всё это также в числе важных результатов проекта.
Проект должен стать живым, рабочим документом, на основе которого будет формироваться план первоочередных действий представителей органов муниципальной власти уже на ближайшее время.

Главный архитектор Института территориального планирования «Град» подчеркнула, что агломерация – это система систем, и обеспечить системное управление развитием поселений Нижневартовской агломерации поможет переход от уже давно применяемых в территориальном планировании географических информационных систем – GIS к CIM – цифровой информационной модели, содержащей четыре основных подсистемы: цифровую информационную платформу; стратегический, тактический и оперативный уровни.
Цифровая информационная модель управления развитием территории функционирует, обеспечивая через интерактивный портал постоянное взаимодействие всех участников агломерационного развития: власти, бизнеса и граждан.

Отметим, опыт реализации подобного проекта в таком комплексном составе и последовательности подготовки документов пространственного развития – уникальная практика для России, отмеченная экспертами федерального уровня еще в прошлом году в рамках фестиваля «Зодчество'18» .
Источник фото: официальный сайт правительства Новосибирской области.